В ВДА я часто слышу "я принимаю бессилие!" - как будто это какая-то магическая формула. Будто стоит это сказать, и все сразу же изменится, Бог поспешит на помощь и чувства изменятся сами собой. Но тогда зачем нужны еще 11 шагов? Вообще-то, первый шаг только постулирует проблему, решением которой являются остальные 11 шагов. Первый шаг сам по себе не является никаким решением.
Итак, как я понимаю шаги:
Шаг 1 - мы признали свое бессилие перед Х (икс=нечто) - что наша жизнь стала неуправляемой. То есть, мы увидели и признались себе в том, что мы не можем перестать делать Х, для нас Х это компульсив, но при этом мы видим что практикование Х делает нашу жизнь неуправляемой, то есть разрушает ее. И мы не можем остановить это разрушение потому, что не можем перестать делать Х.
Примечание: здесь никакого решения о том, как улучшить свою жизнь, нет! Представим наркомана, который сказал: "ну, я бессилен перед наркотиками!", и поставил точку. Что с ним будет? Этого недостаточно. Если мы хотим изменить свою жизнь, перестать разрушать ее, избавиться от неуправляемости, нам нужно перестать делать Х. Но как, если мы не можем? Наших сил для этого недостаточно. Вот для этого и есть шаг 2.
Шаг 2 - мы пришли к убеждению, что Сила, более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие. Вот это уже похоже на решение! Мы признали, что НАШИХ сил недостаточно, но мы поверили (belive - как будто нам кто-то сказал, и мы допустили эту мысль, это не faith - когда мы уже убедились и сами знаем, что это так) что есть некая другая Сила, более могущественная чем наша, которой будет достаточно.
Примечание: здесь никак пока не сказано, как воспользоваться могуществом этой Силы, чтобы перестать делать Х и избавиться от компульсивного поведения. Просто сказано, что это, вообще говоря, возможно. Но КАК - на этот вопрос ответа во втором шаге нет. Он есть только в третьем.
Шаг 3 - мы приняли решение перепоручить нашу волю и нашу жизнь заботе Бога, как мы его понимали. Вот ЭТО уже решение! Как избавиться от компульсива - жить на другой основе. Перестроить свою жизнь так, чтобы наша воля и жизнь (то есть, принимаемые в жизни решения) были соответственными воле Бога, каким он предстает в НАШЕМ сознании (не в чужом). Только это избавляет нас от компульсива.
Примечание: как это работает? Духовная жизнь - это жизнь в соответствии с нашими глубинными духовными ценностями и убеждениями. Мы с детства привыкли жить в соответствии с чьими-то чужими убеждениями, и получили глубокий внутренний разлад и пустоту. Внутренняя пустота происходит из предательства себя, которое есть поведение когда мы верим в одно, а делаем другое. Мы верим что А - правильно, а делаем Б, потому что так хотели родители, а потом общество, близкие и т.п. Если мы делаем то, во что верим, мы чувствуем внутреннюю наполненность. Но так как мы делаем другое, мы чувствуем внутреннюю пустоту, которую заполняем компульсивом.
До тех пор, пока мы будем продолжать жить в разладе со своими духовными ценностями, мы будем иметь необходимость в Х. Когда мы начинаем жить в соответствии с ними, потребность в Х пропадает.
Духовные ценности - это нечто более глубокое, чем эмоции. Эмоции могут говорить, что что-то нам приятно, но это дело может идти вразрез с тем, что мы верим, есть правильно для нас. То "правильно" должно быть лично нашим глубинным убеждением, а не тем, что называли правильным мама или папа. Какие-то дела могут быть хороши сами по себе, но просто не соответствовать тому направлению жизни, которое мы выбрали для себя и в которое верим. Это как вечеринка в университете, когда нам нужно готовиться к экзамену (в случае, если мы сами внутри себя хотим учиться) - сама по себе приятна, и вообще отдыхать и развлекаться хорошее дело, но прямо сейчас идет вразрез с нашими планами на жизнь.
Если мы поддаемся эмоциям и "отрываемся", то наутро чувствуем духовную пустоту. А если находим в себе силы выбрать то, во что мы верим, мы чувствуем себя наполненными и сильными, несмотря даже не то, что пришлось отказаться от удовольствия. И вот эта внутренняя наполненность дает чувство, что Х нам больше не нужно.
Если же мы приняли РЕШЕНИЕ (не ждем желания и не бежим за эмоциями!) жить на духовной основе, действовать в соответствии со своим пониманием добра и зла, то нам, конечно, нужно знать, что же в нашей жизни не соответствует нашим ценностям, что нужно менять, а что соответствует. Для этого и нужен шаг 4.
Дальнейшие шаги призваны помочь сделать более ясным то, что в нашей жизни соответствует духовным ценностям, а что нет.
Потому что единственной альтернативой компульсиву является жизнь на духовной основе. Не "принятие бессилия", а жизнь на духовной основе.
Мы говорим, что применяем шаги Анонимных Алкоголиков, так вот Большая Книга говорит, что "не менее важным было открытие, что духовные принципы решат все мои проблемы" (страница 42 второй параграф сверху).
"Не всегда легко сделать выбор между неизбежной смертью от Х и жизнью на обретенной вами духовной основе. Но через некоторое время пришлось признать, что или мы должны найти духовную основу жизни, или..." (43:3).
Там написано: "почти никому из нас не нравилось заниматься самоанализом, унимать свою гордыню, признавать свои недостатки, но этого требует процесс духовного совершенствования, поднять положенный к нашим ногам такой простой набор духовных средств" (24:2).
Еще: "вера должна творить в нас и нашими руками 24 часа в сутки, иначе мы погибнем" (15:3), и "не излечиваются те люди, которые не могут или не хотят ЦЕЛИКОМ подчинить свою жизнь этой простой программе" (56:1).
Основой для размышлений и написанного послужили материалы конференции АА "Язык сердца", выложенные на сайте: http://www.mediafire.com/?cafvi3v9of8ff
_____________
Вас не должно удивлять, что у меня накопилось много новой информации относительно наших гипотез о феномене тревоги. Неудивительно и то, что вся эта информация пока еще не подводит нас к решению этой сложной проблемы. (З.Фрейд)