Как использовать "чистый разум" и своё раздражение для выявления негативных установок Как правило, люди раздражаются на то, что считают бякским поведением, отсутствующим у себя.
То есть происходит реакция идеализации и обесценивания: я идеализирую "себя-хорошую", и обесцениваю "её-бяку" и эти её качества, считая, что у меня их нет.
"Ведь так себя вести нельзя!"
(Предположим, что меня раздражает женщина.)
На самом деле в каждом из нас есть всё. Вопрос в том - почему я не позволяю себе быть такой, как "она-бяка"? (Тут ещё, кстати, присутствует зависть - она-то может позволить себе такое бякство, а я-то, я должна быть идеальная, я должна "держать марку", я не могу позволить себе "опуститься".)
Если вкратце, чтобы с этим поработать, можно выписать её бякские качества, которые вызывают раздражение, и увидеть их позитивную (нейтральную) суть, которую выписать тоже.
Например: болтливая ("бякство") - общительная (нейтральная суть), высокомерная ("бякство") - ценящая себя (суть) и т.д.
Эти заново сформулированные качества (общительная, ценящая себя и т.д.) являются зоной ближайшего развития.
А чтобы их себе позволить, стоит покопаться в себе и поискать негативные установки, которые запрещают проявлять себя так же, как это делает тот, кто меня раздражает.
То есть спросить себя: "Что будет, если я буду болтливой?" (какое наказание последует?)
"Что будет, если я буду высокомерной?" (Какое наказание за это?)
Например, я бы могла так написать (лучше во втором лице, т.к. негативные установки звучат внутри как обращение к нам от других):
"Если будешь болтливой, ты всем надоешь и тебя бросят. Молчание - золото!". Или совсем коротко:
"Болтливые никому не нужны"."Высокомерных Бог наказывает и суёт в грязь лицом. Будь всегда ниже всех!"Потом эти негативные установки надо переформулировать, используя нейтральную суть "бякских" качеств. Возвращаясь к болтливости и высокомерию:
<span style='color:blue'>
"Ты можешь быть общительной. Общение сближает с другими людьми. Иногда ты можешь позволить себе быть общительной до болтливости. Другие от этого не умрут "
"Ты можешь ценить себя и отказаться от униженности. Тебе есть, что в себе ценить". </span>Ну и т.п.
Остаётся подумать, как привнести в свою жизнь эти "новые" качества (которые на самом деле есть, тока мы их себе запрещаем проявлять), используя новые установки.
Вот пример - как я использовала эту методику:
Я здесь вкратце уже описала такой случай и к чему я пришла:
раздражение на православных тётекСейчас напишу подробно - у меня в тетради всё записано.
Сам случайСегодня я отводила на занятия дочку. Дети занимаются, а мамы сидят в холле. Там сидела группа мам, болтали о чём ни попадя (я неподалёку была и всё слышала). Всё было хорошо, пока одна женщина не стала рассказывать - как вся их семья почитает Серафима Саровского.
Меня такое раздражение взъело!
Не могу отказать себе в удовольствии - хочу все свои зловредности понаписать, прежде чем пойду выскребать свои негативные установки.
"Мы каждый год по два раза к батюшке Серафиму ездим"
"Мы его очень почитаем"
"Мы там обязательно в источник окунаемся. +2 зимой и летом. Антон не захотел, а потом поскользнулся на камне и упал прямо в воду. Так что тоже окунулся - благодааать!"
"Я дочке всегда рассказываю, что батюшка Серафим у престола Богородицы, и все наши молитвы ей сразу пересказывает. Представляешь?"
"Моя дочка всё понимает. Как говорю, так и понимает. Я ей говорю - мы к батюшке Серафиму поедем. А она спрашивает - он к нам выйдет? Я говорю - да, да. Потом приехали и она спрашивает - а где батюшка Серафим? Представляешь?"
"Мы к нашей Матроне, к батюшке Серафиму, мы часто к ним ездим. Они нам за это помогаааают. Такая благодааааать."
Чёрт! Я исходила на гавно.
Я стала её сравнивать с собой.
Детей, судя по разговору, у неё трое. У меня больше. +1 в мою пользу
Фигура у неё изначально несуразная, ноги короткие, спина вытянутая. Ещё +1 в мою пользу.
Кроме того фигура явно оплывшая. А родила-то всего троих - мелочь какая. Ещё +1 мне
Одета без вкуса - не для такой фигуры. +1 мне
Лицо "тёткинское". Опять мне +1
В конце я подытожила: почему православные многодетные в большинстве своём плохо одеваются и похожи на тёток?
Наверное это банальная зависть. Я завидую "простым коломенским крестьянкам". И "крестьянам". У которых всё просто. У меня не бывает "просто" в вопросах веры. У меня всегда - "почему" и "зачем". Я без этого не могу.
По дороге домой я додумалась, что религиозная практика тоже может создавать негативные установки. И что у меня они, безусловно, есть, иначе бы простодушные рассказы этой "крестьянки" не вызвали бы у меня такую бурю.
И даже сразу посыпались какие-то установки:
"Думать вредно. Православный человек не думает, а слушается духовника"
"А женщинам вообще молчать надо. Они в послушании у мужчин".
"Что? Ты вопросы задаёшь? Делай, как тебе говорят, и спасёшься. А вопросы задавать вредно для души. Это бесы в тебе, бесы. А ты на отчитку съезди - все вопросы пройдут."
"Какое практическое богословие? Святые отцы тыщщу лет назад уже всё объяснили"
"Общаться с Богом напрямую? Ты чё, с ума спятила? Да кто ты такая? Это святые отцы тыщщу лет назад.. А ты тут кто и ты тут где ваапще?"
Это не то, чтобы мои личные установки. Но я слышала это на почти каждом православном углу в течение 16 лет.
Я представила, что всё то же самое говорил бы мужчина - моё отношение было бы гораздо более снисходительное.
В этой вчерашней ситуации есть две линии - религиозность и женственность. Вторая эмоционально значительно больше выражена.
Поэтому я зймусь установками, связанными прежде всего с женственностью (хотя религиозность в них тоже будет присутствовать).
Как я применила методЯ сделала таблицу из двух колонок. Первая колонка озаглавлена "я", вторая - "не-я" (то есть та тётька, которая меня раздражала).
Сначала во вторую колонку ("не-я") я выписала те её "бякские" качества, которые меня раздражают (и которых у меня, ну безусловно же, нет и иметь их я не хочу!).
В "я"-колонке я выписала противоположные замечательнейшие качества, которые есть у меня.
Вот чё получилось:
-----<span style='color:blue'>
"я"</span>--------------------------------<span style='color:blue'>
"не-я"</span>
------
I -----------------------------------
II1. сложная --------------------------- простая
2. высокоразвитая ----------------- примитивная
3. красивая -------------------------- некрасивая
4. глубокая -------------------------- поверхностная
5. умная ------------------------------ глупая
6. эффектная ----------------------- обыденная
7. стройная -------------------------- располневшая
8. остроумная ----------------------- тупая
9. бескорыстная -------------------- корыстная
10. самостоятельная -------------- послушная
-----------------------------------------------------------------------------
Затем ниже в каждой колонке я выписала тот же список, который выше, но в первой колонке мои качества утрировала (довела до негативной крайности), а во второй колонке раздражающие качества тётьки (которых, ну конечно же, у меня нету и в помине) переиначила, отыскав в них позитивную суть. Вот что получилось (это продолжение таблицы):
--------------------------------------------------------------------------------
------
III --------------------------------------
IV1'. запутанная ---------------------------- непосредственная
2'. заблудившаяся ---------------------- лёгкая
(оторванная от реальности)
3'. кукольная ----------------------------- своеобразная
4'. утонувшая ---------------------------- схватывающая на лету
5'. заумная -------------------------------- доверчивая
6'. роковая -------------------------------- натуральная
7'. тощая ---------------------------------- естественная
8'. саркастичная ------------------------- бесхитростная
9'. невротически жертвенная -------- предприимчивая
10'. своевольная ------------------------- восприимчивая, способная слышать
Ну то есть сначала я заполнила блок
II (какая "она" плохая) - "предосудительные" качества, которые меня раздражают в другом человеке.
Потом я заполнила блок
I (какая "я" хорошая) - мои "замечательные" качества, противоположные "предосудителдьным" (блоку
II).
Потом написала блок
III - это мои замечательные качества, доведённые до крайности (утрированные).
Потом блок
IV - нашла позитивную суть в "предосудительных" качествах, раздражающих меня в другом.
Блок
IV - это зона ближайшего развития.
Дальше я пытаюсь разглядеть негативные установки, которые запрещают мне быть такой как "не-я" в блоке
II, а тало быть и не дают доступа к качествам блока
IV.
То есть я задаю себе вопрос: "Почему нельзя быть простой, примитивной, некрасивой, поверхностной, глупой, обыденной, располневшей, тупой, корыстной, послушной?"
Вот какие ответы (какие негативные установки) из меня выскочили:
"Простые никому не интересны. Они останутся одни".
"Примитивных используют и выбрасывают".
"Некрасивых не любят. Жизнь не для них. Они только горбатятся и вкалывают".
"У поверхностных женщин мужчины не задерживаются".
"Будешь глупой - тебя обманут и бросят".
"Обыденные женщины никому не нужны".
"Располневшие - бяки! Их никто не любит".
"Тупые - дерьмо жизни".
"Корыстным быть нельзя - за это накажут".
"Послушные - бараны".Я сформулировала позитивные в пику этим негативным. Поскольку там много похожих, я их объединила по смыслу. Вот чё получилось:
<span style='color:blue'>
"Можно быть одновременно простой и интересной.
Иногда можно позволить себе быть простой до примитивности, поверхностной до глупости и тупости. Остальные это переживут!"
"Некрасивых не бывает, есть своеобразные".
"Ты можешь быть такой, какая ты есть".
"Ты имеешь право заботиться о себе" (это по поводу предприимчивости)
"Ты можешь внимательно слушать и выбирать. Иногда ты можешь слушаться другого в том, чего ты не умеешь".</span>
Можно подытожить:
Блоки
I и
IV - это проявления полной личности, принимающей все свои проявления. Отказавшись от негативных установок и заменив их позитивными, я позволяю себе быть одновременно сложной и непосредственной, высокоразвитой и лёгкой, красивой и своеобразной, глубокой и схватывающей на лету, умной и доверчивой, эфектной и натуральной, стройной и естественной, остроумной и бесхитростной, бескорыстной и предприимчивой, самостоятельной и способной слышать.
Блок
II - это мои негативные установки, которые не позволяют мне жить полной жизнью.
А блок
III - это как я выгляжу в глазах окружающих под влиянием моих негативных установок. То есть на самом деле, пока меня ограничивают негат. установки, я вовсе не "сложная, высокоразвитая, красивая, глубокая, умная, эффектная, стройная, остроумная, бескорыстная и самостоятельная". На самом деле под их влиянием я "запутанная, заблудившаяся, оторванная от реальности, кукольная, утонувшая, заумная, роковая, тощая, саркастичная, невротически жертвенная, своевольная".
Такая своеобразная "обратная связь", полученная от собственного раздражения