|
||||||
|
Наставничество в ВДА: попутчики | Текстовая версия этой страницы |
|
|
один из нас Профиль Группа: Форумчанин Сообщений: 198 На форуме: |
Наставничество в ВДА: попутчики
Отношения между наставником (спонсором) и подспонсорным представляет собой духовную связь двух людей, помогающим друг другу преодолевать последствия воспитания в дисфункциональной семье. Подобно попутчикам, двигающимся по пути к исцелению, наставник и подспонсорный сопереживают друг другу. Взаимопонимание, возникающее между нами, позволяет нам отождествлять себя с другими взрослыми детьми. Подлинным сопереживанием является признание сходства между нами. Мы учимся различать любовь и жалость. Сопереживание дает нам готовность помогать другим людям и принимать помощь. Мы понимаем значение дружбы. Большинство из нас выбирает в наставники человека с похожим жизненным опытом, того, чьи выступления на собраниях ВДА вызывают у нас отклик. Мы посещаем собрания и слушаем, как другие делятся своими историями и опытом. Выбрать наставника очень просто, достаточно лишь подойти после собрания к выбранному вами человеку и попросить помочь вам проработать Двенадцать Шагов. Если нас просят о наставничестве, мы стараемся не отказать. Нам не следует смущаться или бояться сделать что-то не то. Если мы регулярно посещаем собрания, у нас будет, чем поделиться с другим человеком. Наставничество является одним из инструментов программы, помогающим нам расти духовно и лучше узнавать себя и Двенадцать Шагов. Работая по Двенадцати Шагам вместе с подспонсорным значительно улучшает наше понимание принципов Шагов. Работая по программе с другим человеком, мы вместе размышляем о Шагах и о том, как они сочетаются между собой. Мы начинаем понимать их последовательность и то, как они приводят нас к духовному пробуждению. Мы видим, почему признание бессилия в Первом Шаге приводит к капитуляции и поиску Высшей Силы во Втором Шаге. Решение, которое мы принимаем в Третьем Шаге, формирует в нас готовность провести тщательную инвентаризацию в Четвертом Шаге. Постепенно для нас проясняется и взаимосвязь других Шагов. Настает момент, когда мы понимаем, что мы много узнали, прорабатывая Шаги для себя, но еще больше мы можем узнать, помогая другому человеку работать по программе. Быть наставником — это обогащающее путешествие, от которого вы не захотите отказываться. Для многих из нас наставничество в ВДА является первым опытом, когда мы попробовали установить отношения на равных с другим человеком. Такие отношения являются новой концепцией для нас, поскольку мы выросли в семьях, в которых отсутствовали здоровые отношения и взаимное уважение. В ВДА нам не следует бояться, что наставничество является одним из вариантов давления, пренебрежения и контроля, с которыми мы сталкивались в детстве. Наставники в ВДА предлагают уважение и понимание, а не критику и условную любовь. Мы учимся стремиться к равенству и доверию, которые являются основой отношений наставника и подспонсорного. Такие отношения так не похожи на те отношения, которые были у нас до прихода в ВДА. Во взрослом возрасте у большинства из нас были отношения, в которых мы или доминировали, или подчинялись. Большинство из нас постоянно оказывались на этих отношенческих полюсах. Казалось, что в наших отношениях с другими людьми не может быть середины. Многие из нас считали себя в отношениях либо главенствующими, либо недостойными. У нас практически никогда не было ощущения, что мы достаточно хороши для своих друзей и близких. В отношениях между наставником и подспонсорным у нас появляется возможность установить с другим человеком настоящую связь, в основе которой лежат уважение и доверие. Мы переживаем с другим человеком дружбу и близость, которые укрепляют наше самоуважение. Мы учимся тому, как любить друг друга. Быть наставником — эмоциональные и духовные преимущества Наставничество в ВДА является одной из ключевых практик, помогающих члену ВДА поддерживать эмоциональную трезвость, продолжая расти духовно. Наставники ВДА, активно помогающие другим работать по программе, легче справляются с жизненными трудностями. Они построили систему поддержки внутри своей группы ВДА. Они умеют просить о помощи и принимать ее. Наставничество представляет собой третью часть ключевого обещания из Списка Обещаний: «Мы перестаем обижать и начинаем выздоравливать и помогать». Наставник может тратить много времени на помощь другим людям, поэтому ему приходится учиться, как не играть при этом усвоенные с детства роли героя или спасателя. Наставник в ВДА как никто другой понимает последствия воспитания в дисфункциональной семье. Наставник понимает, как важно сосредоточить усилия на том, чтобы при помощи Двенадцати шагов репарентировать самого себя. Наставник также видит разницу между «изучение» и «выздоровлением». Изучение предполагает чтение книг по самопомощи, углубление знаний о заболевании алкоголизмом и процессе исцеления от созависимости. Однако, выздоровление от последствий семейной дисфункциональности включает в себя регулярное посещение собраний ВДА, работу по Шагам и наставничество. Изучение это знания. Выздоровление — нет. Понимание приходит во время работы по программе выздоровления ВДА, вместо чтения или разговоров о ней. Помимо наличия опыта работы по Шагам, одним из важнейших навыков, который следует развить в себе наставнику, является умение слушать. В ВДА наставник применяет навык активного слушания и переформулирования того, что говорит ему подспонсорный. Это означает, что опытный наставник помогает своему подопечному лучше услышать самого себя. В такие моменты подспонсорному многое становится ясно. В некоторых случаях это помогает увидеть проявления отрицания или свидетельства личностного роста. Часто подспонсорный не видит объективно свой прогресс. Многие взрослые дети склонны концентрироваться на том, что они делают неправильно, и не замечают движения вперед. Наставник может помочь увидеть прогресс. Когда подспонсорный сомневается в себе, наставник в ВДА выступает в роли зеркала, которое показывает подспонсорному, что он (она) многое делают правильно и что его работа по программе приносит плоды. Наставник также напоминает о том, что мрачные прогнозы и негативное мышление являются проявлением критического внутреннего родителя и иногда их не избежать. Наставничество не является одним из Двенадцати Шагов, но по важности приближается к шагам. Через наставничество мы передаем дар выздоровления, который был дан каждому из нас. Спонсорство является средством передвижения, с помощью которого мы движемся по неисхоженной дороге к обретению настоящей связи с людьми и Богом, как мы его понимаем. Помогая другим членам ВДА работать по программе, наставники получают гораздо больше, чем они дают. Наставничество в ВДА впитало в себя различные методы духовного руководства, применяемые в других двенадцатишаговых программах. В ВДА в большинстве случаев используется метод «попутчиков в направлении выздоровления» или со-спонсоров, но существуют и другие способы наставничества. Наставничество в ВДА можно описать как «товарищескую помощь». Наставник и подспонсорный равны и вместе ищут ответы и решения на жизненные вопросы. В ВДА мы стараемся избегать наставничества по принципу «учитель — ученик», так как нам свойственно не подчиняться давлению и трудно просить о том, в чем мы нуждаемся в ситуации, когда кто-то обладает властью. Если наш наставник ведет себя как учитель, мы склонны скатываться к модели угодника. Многие пытаются предугадать, какого поведения и мыслей хотел бы от нас добиться наставник. Наставничество в стиле «учитель — ученик» может отбросить нас к атмосфере покинутости, свойственной нашей родительской семье. Мы можем испытывать страх недовольства наставника, подобно тому, как ранее мы испытывали страх того, что нами будут недовольны члены нашей семьи. Когда мы совершаем ошибки или работаем над выздоровлением по программе ВДА, подсознательно нам кажется, что предаем или расстраиваем своих родителей. Работая по принципу «учитель — ученик» некоторым из нас начинает казаться, что работа по Шагам — это выполнение цепочки указаний. Мы начинаем рассматривать Шаги как способ совершенствования себя за счет выполнения внешних действий, не замечая целительного процесса, который происходит внутри нас. Многие приходящие в ВДА из других двенадцатишаговых программ безуспешно работали по такой модели. Часто мы чувствовали себя униженно или нам казалось, что нас не слышат, но мы хранили молчание. Многие из нас обвиняют себя за то, что неправильно пользовались наставничеством в других программах. Но в ВДА мы видим, что наставничество может быть приятным и желанным. Метод попутчика в наставничестве ВДА работает лучше других, потому что он позволяет нам быть со спонсором на равных. Он помогает нам избавиться от привычки угодничать или изолироваться и учит обращаться за помощью. Нам больше не нужно испытывать смущение. Мы больше не воспринимаем себя как обузу, когда просим кого-либо уделить нам время. Мы также узнаем, что имеем право на ошибки и не можем знать ответов на все вопросы. Мы рассматриваем наставничество как возможность духовного роста, вне зависимости, являемся ли мы наставником или подспонсорным. Быть наставником для других — это то, к чему мы стремимся в ВДА. Мы хотим также что-то вложить в сообщество. Мы сохраняем то, что было передано нам, отдавая это. Это ключ к тому, чтобы стать себе любящим родителем и поддерживать свою эмоциональную трезвость. В наставничестве мы стараемся не нарушать данных нами обещаний. Мы доводим до конца. Подспонсорный также старается выполнять свои обязательства. Подспонсорный выражает готовность сделать то, что необходимо для выздоровления в ВДА. Спонсорство — это улица с двусторонним движением, оно включает в себя готовность и фокусирование на цели. Общая информация Наставничество в ВДА — как появилась модель попутчиков в выздоровлении В 1989 году Комитет по Спонсорству ВДА рекомендовал использовать подход «попутчиков» или со-спонсоров, основанный на особенностях сообщества. Модель наставничества в ВДА является усовершенствованием метода, используемого в Анонимных Алкоголиках. Модель АА представляет собой проверенный метод, который помогает членам АА обрести и поддерживать свою трезвость. В рамках этой модели члены АА учатся отказываться от деструктивного своеволия и практиковать предельную честность, а также искать волю Бога. ВДА также стремится к таким задачам, однако комитет по Спонсорству пришел к выводу, что методика АА не вполне соответствует особенностям личности взрослых детей, в частности, из-за их склонности чрезмерно прислушиваться к мнению других людей в ущерб собственному, поиску руководства и одобрения, а также склонности контролировать жизнь других людей. Решение изменить модель АА было принято из-за опасений, что в чистом виде она приведет к тому, что наставник в ВДА будет играть роль начальника над подспонсорным и не давать ему достаточно личной свободы и права выбора. Поэтому была разработана модель попутчиков, позволяющая с самого начала уравнять наставника и подспонсорного. В брошюре ВДА «О спонсорстве» говорится: «Мы рекомендуем подход «Попутчики», позволяющий наставнику и подспонсорному двигаться одновременно одним путем, но при этом побуждающего подспонсорного выбрать со временем свой собственный путь. Наставник помогает подспонсорному увидеть альтернативные пути развития событий и оценить последствия его (ее) действий. Когда к наставнику обращаются за советом, ему следует сказать: «Я не знаю, как тебе поступить. Я в такой ситуации поступал вот так». В брошюре 1989го года также говорится: «Новичок сам лучше всего может ответить на вопрос, когда ему пришла пора найти себе наставника, но существует общее мнение, что когда новичок начинает системно заниматься по программе выздоровления, ему следует поддерживать отношения с наставником, чтобы определить общее направление движения, а не бессистемно курсировать с собрания на собрание». Отношения между наставником и подспонсорным могут продолжаться на протяжении длительного времени, день за днем, а могут быть временными: начинаться, прерываться, а потом возобновляться. Каким бы ни был ритм взаимодействия, модель попутчиков побуждает каждого из участников отношений применять принципы Шагов в своих делах. Эти принципы включают в себя отказ от своеволия, честность с самим собой, инвентаризацию себя, а также готовность искать и исполнять волю Бога. Наставники в ВДА могут одновременно помогать неограниченному числу людей. Например, наставника, пережившего вербальное насилие, могут попросить помочь человеку, пережившему физическое насилие, заключавшееся в побоях и ударах. Несмотря на то, что в детстве наставник не испытывал физического насилия по отношению к себе, он может отождествить свой опыт с опытом того, кто переживал побои, так как физическое и вербальное насилие имеют одинаковые разрушительные последствия. Насилие приводит к компульсивным страхам, ненависти к себе, а также ощущению потерянности. Если у наставника нет опыта проживания жизненных ситуаций, в которых находится подспонсорный, он прямо говорит об этом. Вполне нормально сказать «Я не проживал подобные ситуации, но я понимаю твои потери. Я понимаю твой страх». Наставник и подспонсорный говорят о ситуации и возможных выходах из нее. Также наставник может порекомендовать подспонсорному поговорить с кем-либо из сообщества, кто имеет похожий жизненный опыт. Вот основа, позволяющая понять используемую в ВДА модель наставничества по принципу попутчиков. Наставник и подспонсорный имеют больше сходств, нежели различий. Благодаря этому, мы можем помочь друг другу, когда окружающие бессильны. Мы можем помочь друг другу найти решение в программе ВДА, через понимание Шагов, и стать любящими родителями для самих себя. Благодаря желанию быть попутчиком в выздоровлении, наставник в ВДА готов пройти путь и найти решения на благо выздоровления вместе со своим подопечным. В то же время, подопечный сохраняет в себе готовность слушать и предпринимать действия, применяя на практике опыт наставника, который может быль полезен в данной ситуации. Подопечный признает и принимает правду о семейной дисфункциональности и преисполнен желания предпринять действия, чтобы продвинуться дальше в своем выздоровлении. Будучи наставниками, нам не следует опасаться, что мы можем совершить ошибки и навредить кому-то в процессе взаимодействия. Взрослые дети обладают навыками выживания и знают, как защитить себя. В некоторых случаях могут возникать обиды или непонимание, но длительное нанесение ущерба маловероятно. Следуя в наставничестве модели попутчиков, мы не берем на себя ответственность за другого человека. Мы не является для него терапевтом, консультантом или тренером. Мы просто идем рядом с этим человеком, по мере того, как он участвует в процессе выздоровления по программе ВДА. Брошюра о наставничестве в ВДА рекомендует список действий, рекомендованных для выполнения подспонсорными. В частности, данная брошюра рекомендует наставнику помочь подспонсорному разработать план действий, руководствуясь этим простым списком. Данный список включает в себя работу по составлению семейной истории, работу по Шагам, ведение дневника, а также определенную нагрузку по служению. В начале служение может воплощаться в проведении собраний, когда нет других желающих. Служа ведущим собрания, подспонсорный учится взаимодействовать с группой и интегрируется в сообщество. Разница между стагнацией и обретением более глубокой степени свободы и выбора состоит в наличии наставника. Для того, чтобы достичь прогресса по программе ВДА, спонсор просто необходим. В некоторых случаях спонсор может порекомендовать обратиться к психологу. В ВДА мы снова извлекаем на свет травматический опыт нашего детства, отпускаем сильные эмоции и открываем дверь в свое прошлое. Наши наставники не являются терапевтами или консультантами, однако они обеспечивают должный уровень поддержки для тех из нас, кто пережил в детстве насилие и травмы. Наставник понимает необходимость в консультировании, но он также знает, что работа с психологом без работы по программе ВДА не всегда помогает взрослому ребенку. Работа с психологом не заменяет необходимость в посещении собраний и участие в группах поддержки ВДА. Еще одной формой наставничества в ВДА является совместное наставничество (со-спонсорство). Такая модель более эффективна для двух членов ВДА с большим сроком выздоровления, чем для новичков. Являясь наставниками друг для друга, два опытных участника, применяют на практике Шаги и Традиции, а также работают над последствиями воспитания в дисфункциональной семье. Они понимают, что такое печаль, пост-травматическое стрессовое расстройство, и знают, как прорабатывать их. Они несли послание о выздоровлении другим людям и выполняли служение в Интергруппе. Они осуществляют наставничество, обладая опытом и уважением. В ВДА есть также краткосрочное наставничество, когда человек находит себе временного спонсора и работает с ним до тех пор, пока не найдет себе постоянного наставника. Временное спонсорство обычно используется в ВДА теми, кто только что освободился из мест лишения свободы. Обычно новички, примкнувшие к ВДА после освобождения из тюрьмы, находят себе временного наставника, который рассказывает им о программе ВДА, местах проведения собраний, а также делится другой информацией о программе. Некоторые временные спонсоры со временем становятся постоянными наставниками этих участников. Несколько спонсоров Если помимо семейной дисфункциональности мы страдаем другим видом зависимости, у нас может быть наставник в параллельной программе, касающейся данной зависимости. Например, у члена ВДА, страдающего перееданием, может быть наставник в сообществе Анонимные Обжоры, а у члена ВДА с игровой зависимостью — наставник в программе Анонимные Игроки. Многие члены ВДА также выздоравливают в программах АА и АН. Хотя программа ВДА является образом жизни, которые дает ответы на все наши эмоциональные и духовные запросы, она не умаляет важность и полезность других двенадцатишаговых программ. Опыт наставничества в ВДА: как учиться у подспонсорного Я быстро понял, что быть наставником — это нечто большее, чем просто иметь большой срок выздоровления в программе. Наставничество также включает в себя доброту, заботу, а также достаточное количество терпения и внимания. Я даже не подозревал об этих качествах. Я познакомился с этими качествами в ВДА и других двенадцатишаговых программах. Там я узнал о том, что мое нездоровое отношение и мои негативные чувства можно изменить. Эти перемены со временем приведут нас к удаче, о которой мы даже и не мечтали. Я стал наставником в ВДА, когда у меня было 18 месяцев выздоровления в программе. К этому решению я шел, наверное, три месяца. Я не был уверен, что я готов к наставничеству. Я сомневался, что мне есть что дать другим, и что я могу дать что-то стоящее. Я прочитал брошюру о спонсорстве. Затем я тщательно оценил себя в качестве кандидата на роль наставника и принял решение, которое впоследствии оказалось одним из наиболее полезных. Наставничество стало для меня способом выразить благодарность за мою программу выздоровления. Чтобы хорошо выполнять наставническую работу, я слежу за сохранением здоровых границ между мной и подспонсорными, не пытаясь взять на себя их боль или вылечить их. Такой подход помогает мне показывать моим подопечным, какие шаги можно предпринять на пути к выздоровлению. Помогая подспонсорным, я меняю свое нездоровое поведение и отношение, заменяя его позитивным. Я стараюсь не указывать им, что следует делать. Однако я стараюсь научить их видеть, какие решения принесут им пользу. Я с восхищением замечаю, что все без исключения мои подспонсорные проявляют повышенную чувствительность, которая выработалась у них по отношению к окружающему миру до прихода в ВДА. Я уверен, что какое бы решение они ни приняли, для них оно будет шагом вперед. Поступил бы я сам также — это не важно, потому что я — это я, а они — это они. Когда я общаюсь с подспонсорными, я учусь не меньше, чем они. Когда я слушаю их, я замечаю, что они слышат меня. Нам всем хочется быть услышанными. Мы хотим получить признание за наши идеи, получить поддержку наших надежд или страхов. Когда никто не заботился о том, чтобы признать нас, «подтвердить» нас, мы забивались в место, где могли расслабиться. И не выбирались, пока не приходилось яростно сражаться за свое выживание. Быть наставником ВДА означает помогать подспонсорному в этой борьбе до тех пор, пока он не сможет самостоятельно справиться со всем, чем угодно. Если они чувствуют, что они на пределе, я стараюсь помочь им увидеть проблему не драматизируя, в упрощенном виде. Когда им самим это не под силу, они учатся выходить из изоляции и получать необходимую эмоциональную поддержку и информацию о том, что их проблема разрешима, знать о возможных путях решения проблемы и решить ее. Научившись решать свои проблемы, они начинают жить более спокойно. Для некоторых из нас душевное равновесие является неестественным и пугающим состоянием, и требуется время, чтобы научиться принимать и его. Когда я говорю со своими подспонсорными, я запоминаю то, что они говорят, и учусь. Несмотря на то, что причины нашей дисфункциональности различны, последствия одинаковы. Являясь наставником для других, я часто нахожу решение своим проблемам. Или я нахожу утешение, понимая, что я не одинок. Будучи наставником, я стараюсь вести за собой, но не учить. Я подчеркиваю это, когда хвалю хорошую работу своих подспонсорных, потому что «подтверждение» является очень важным моментом для ВДА. Мне нравится видеть чудеса выздоровления, происходящие со своими подспонсорными, не меньше, чем чудеса, происходящие со мной. Я обращаю внимание на происходящие чудеса, чтобы напомнить подспонсорному о свете, который виден в конце тоннеля. Быть наставником — это обогащающий опыт и дар любви, данный Богом. Обзор наставничества Поскольку целью наставничества является формирование личностных отношений с наставником, ниже мы предлагаем обзор опыта спонсорства в ВДА, включающий в себя различные методы работы. Прямое наставничество Попутчики в выздоровлении — Это традиционный метод наставничества в ВДА. Член ВДА, у которого есть желание поделиться опытом, силой и надеждой, помогает подспонсорному прорабатывать 12 Шагов и применять их в своей жизни и знакомиться с инструментами выздоровления, которые помогут ему адекватно справляться с жизненными ситуациями. Временное наставничество — Промежуточная форма наставничества на короткий период времени, пока не будет найден постоянный наставник. Множественное наставничество (несколько наставников) — Наличие более чем одного спонсора для работы над различными проблемами подспонсорного. Такая форма применима при условии, что подспонсорный не убегает от своих проблем, используя как прикрытие различие мнений своих наставников. Мы не используем модель «несколько наставников», потому что она не способствует установлению близких отношений с конкретным человеком, а также позволяет «ловить» то мнение, которое нам хочется услышать. Со-спонсоры — Два человека соглашаются быть наставниками друг для друга. Такая модель лучше всего работает для членов ВДА с большим опытом выздоровления и опытом работы по программе. Дистанционные наставники — Такая модель хорошо работает для тех, кто живет далеко и не имеет возможности общаться с членами ВДА вживую. Такое наставничество может происходить в переписке по почте или е-мейлу, по телефону, с помощью магнитофонных записей или сообщений на голосовой почте, в случаях, когда нет возможности общаться в режиме реального времени. Развитие Интернета сделало такую форму наставничества более популярной. Некоторые члены ВДА, живущие в районах, где нет живых групп, организовывают собрания ВДА и работают по программе в режиме он-лайн или в чате. В таких случаях работа по программе под руководством дистанционного наставника проходит в закрытых чатах или по телефону. Такой способ наставничества может использовать в работе не только шаги, но и Традиции ВДА. Косвенное наставничество Собрания ВДА представляют собой также одну из форм наставничества. Группы, которые являются наставниками для своих членов, делают упор на проработку Двенадцати Шагов, Двенадцати Традиций, наставничества и других инструментов программы, а также располагают большим выбором литературы и списком телефонов членов ВДА, готовых оказать поддержку и ответить на вопросы. На таких собраниях царит дружелюбная атмосфера, а внимание сосредоточено на выздоровлении. Группы по проработке шагов регулярно собираются для того, чтоб вместе работать над Шагами, и также могут выполнять роль косвенного наставничества. Комитеты по обслуживанию и другие сервисные структуры не следует использовать как замену традиционному наставничеству, однако такие объединения могут давать пример здорового поведения и оказывать наставническое влияние. Часто задаваемые вопросы Почему в ВДА нам нужен наставник? Мы не можем выздоравливать в одиночку или находясь в изоляции. В отсутствии наставника обычно мы полагаемся прежде всего на собственную волю и на самих себя. Наличие наставника позволяет нам признать бессилие перед нашим компульсивным стремлением полагаться исключительно на себя и дает возможность двигаться вперед. Наставник получает возможность выйти из привычной роли спасателя и установить по-настоящему дружеские отношения, в которых можно просить помощь и получать ее. Именно это и составляет суть дружбы. Что наставник дает новичку? Наставник помогает новичку построить фундамент для выздоровления в процессе выполнения Двенадцати Шагов. Наставник также делится своей личной историей с подспонсорным. Наставник также помогает новичку перейти от знакомства с программой к работе по программе и к выздоровлению. Наставник помогает подспонсорному понять основные характеристики взрослого ребенка. Он помогает увидеть основные формы отрицания. Помимо работы по Шагам, наставник побуждает своего подопечного посещать собрания, вести дневник чувств, медитировать, а также искать контакт с Высшей Силой. Наставник поощряет новичка установить истину в отношении пережитого в детстве насилия. Он (она) также отмечает успехи подопечного в выздоровлении. Наставник помогает новичку распознавать, выражать и понимать чувства. Он (она) объясняет, как важно выразить накопленный и невыраженный гнев. Наставник делится опытом установления связи с Внутренним Ребенком и рассказывает, как стать самому себе Любящим Родителем и научиться заботиться о себе. Наставник делится с подопечным своей программой духовного роста. Что наставник дает «бывалым»? Вне зависимости от того, сколько лет мы работаем по программе, мы всегда можем получить пользу от наставничества. Многие из «старичков» не имеют наставника, потому что на момент их прихода в программу на раннем этапе развития ВДА было очень мало людей, обладающим опытом выздоровления и готовых стать наставниками. В отсутствии наставников многие ограничивались тем, что читали программную литературу, организовывали группы ВДА и включались в служение. Они выздоравливали с помощью инструментов, доступных им на тот момент. В итоге многие из «старичков» обнаружили, что важная часть в их выздоровлении по программе была упущена. Когда они поняли это, у многих из них хватило смирения, чтобы обратиться с просьбой о наставничестве к члену ВДА, пришедшему в программу позже, чем они. Некоторые «старички» только тогда впервые проработали Четвертый и Пятый Шаги (включающие инвентаризацию) при помощи наставника. Никогда не поздно еще раз пройти все этапы программы ВДА, включая проработку Двенадцати Шагов. Что представляет собой хороший наставник? Хороший наставник прислушивается к тому, насколько его подопечный готов выздоравливать. Хороший наставник также обращает внимание на то, чтобы его подспонсорный работал по Шагам и регулярно посещал собрания. Некоторые новички стремятся подробно обсуждать по телефону свой детский опыт и отдельные аспекты отношений, однако, они не спешат переходить к действиям. У них может быть множество оправданий, препятствий и объяснений, не дающих им перейти к действиям. Все эти препятствия мешают им отстраниться от эмоционального нездоровья и семейной дисфункциональности. Если это происходит, наставник переключается на кого-то, кто преисполнен готовности посещать собрания и работать по программе. Это не означает быть жестоким или покинуть человека в беде. Если мы начинаем потакать отрицанию, если начинаем слушать человека, погрязшего в проблемах и не стремящегося выбраться из них. Мы также лишаем своей помощи тех людей, которые действительно готовы воспринять наш опыт наставника. Хороший наставник в ВДА сам активно выздоравливает по программе. Такой наставник проработал Двенадцать Шагов и имеет представление об основных этапах выздоровления и их последовательности. Выздоровление начинается с дна, отрицания и препоручения. Оно подразумевает признание бессилия перед семейной дисфункциональностью, открытость духовному опыту, а также самоисследование и признание собственных недостатков. На следующем этапе выздоравливающий просит избавиться от своих недостатков и преисполняется желанием возместить причиненный ущерб, ежедневно проводить инвентаризацию, а также нести весть о выздоровлении в ВДА другим людям. Опытные наставники понимают последовательность этих этапов и ищут возможность помочь другим пройти этот путь выздоровления посредством проработки Шагов. Потенциальный наставник сам являет собой пример выздоровления. Он (она) регулярно посещает собрания и со смирением делится опытом и выполняет служение. В делах своей группы он (она) опирается на Двенадцать Традиций. Наставник также выполняет свои обещания. Хороший наставник опирается на самого себя. Он готов поделиться историей своего выздоровления и умеет донести свой опыт с честностью и смирением. Помимо работы по Шагам, его опыт может включать в себя воспоминания о пренебрежении, пережитом в детстве, опыт проживания печали, опыт налаживания связей со своим Внутренним Ребенком, а также формирования Любящего Родителя. Наставник объясняет связь между насилием и пренебрежением, пережитым в детстве, и их последствиями во взрослом возрасте. Наставник решает проблемы по мере их поступления. Он с готовностью признает свои сильные и слабые стороны. Ему удалось достигнуть заметного уровня душевного спокойствия. [«Чего спонсор не делает» фрагмент отсутствует] Как преодолеть страх перед наставничеством Насилие со стороны людей, обличенных властью, пережитое в детстве, сохранило в нас привычку быть настороже с фигурами, обличенными властью, и во взрослом возрасте. Мы склонны относить людей к лицам, обличенным властью, даже если они таковыми не являются. Некоторые из нас могут скептически относиться к наставничеству и к наставникам. Наш прошлый опыт говорит нам, что любой лидер, начальник или чиновник по умолчанию является лицом, обличенным властью, и что ему не следует доверять. Это является одной из причин, по которой в ВДА используется модель попутчиков. Наставники в ВДА привлекают своим личным примером, а не правилами или угрозами. Нам не следует бояться наставничества. Некоторые аспекты выздоровления являются очень сложными для проработки в одиночку. На пути к выздоровлению мы нуждаемся в помощи друзей с опытом выздоровления, которым мы доверяем. Безусловно, чтобы подспонсорный смог с максимальной эффективностью проработать программу, ему необходим наставник. В наших дисфункциональных и алкогольных семьях мы усвоили, что о трудную правду о семейных проблемах лучше не выносить вовне. Мы честны с нашими наставниками, но без насилия над собой. Мы рассказываем ему только то, чем мы готовы поделиться, не чувствуя себя дискомфортно. Тем не менее, мы прилагаем усилия к тому, чтобы избавиться от своего отрицания. Мы перестаем следовать семейному правилу, требующему от нас держать язык за зубами и скрывать болезненную информацию. Утаивание правды и наличие секретов могут удерживать нас в смятении и изоляции. Как мы находим наставника? Мы посещаем собрания ВДА и слушаем тех, кто делится своим опытом. Помимо собраний мы можем искать наставника на конференциях, встречах и выполняя служение. Мы находим людей, которые работают по программе, посещают собрания и понимают принципы ВДА. Мы спрашиваем у кандидатов в наставники, что они ожидают от подспонсорного. Когда мы слушаем, каких действий для выздоровления от нас могут ожидать, мы вспоминаем, сколько усилий у нас уходило на созависимость и заботу о других. До выздоровления некоторые из нас тратили огромное количество времени на обиды, недосыпали, убирались за человеком, с которым мы находились в созависимых отношениях. Мы работали денно и нощно, чтобы расплатиться с долгами. Мы спасали неблагодарных людей, жертвуя им свои деньги или время. Как правило, мы ставили других выше себя. Иногда это приводило нас к истощению. В некоторых случаях нарушалась работа нашего иммунитета, в результате чего мы заболевали. Но для нас никогда не было пределов и мы были готовы на любые жертвы. Поэтому когда мы слушаем предложения посещать собрания или работать по Двенадцати Шагам, мы обнаруживаем, что наше выздоровление требует гораздо меньших усилий, чем наше созависимое поведение. Когда мы говорим с потенциальным наставником, мы пытаемся ощутить, насколько мы совместимы, но стараемся избежать перфекционизма или полной похожести. Не стоит бояться различий. Если этот человек системно занимается выздоровлением и помогает другим, нам не следует требовать большего. Далее, мы можем попросить у этого человека его номер телефона и позвонить ему, чтобы поговорить о ВДА. В ходе разговора мы почувствуем, насколько нам комфортно общаться с ним. Нам следует позвонить таким образом нескольким членам ВДА. В конце концов мы можем попросить одного из них стать нашим наставником. Если мы не хотим спешить, мы можем предложить этому человеку встретиться в кафе, чтобы обсудить наши ожидания. Во время такой встречи мы можем уточнить, что входит в понятие наставничества, а что не входит. Обычно наставничество предполагает определенное количество свободного времени для работы по Шагам и общения, основанного на взаимном уважении. В некоторых случаях мы можем договориться о пробном периоде длительностью от четырех до шести недель, чтобы посмотреть, как это работает. По истечении срока мы пересматриваем свои договоренности. Иногда наставника в ВДА приходиться искать долго. Если так случается, мы можем попробовать найти удаленного наставника, который будет работать с нами по телефону или переписке, или посетить другие города, где ВДА развито лучше. Что наставник ожидает от подспонсорного? Наставник ожидает, что подспонсорный будет активно работать над своим выздоровлением. Наставник ожидает от подопечного честности и уважения. Он (она) также ожидает, что подспонсорный будет выполнять взятое на себя обязательство посещать собрания ВДА. Подспонсорному необходимо регулярное общение с наставником. Наставник также ожидает, что подспонсорный примет на себя полную ответственность за работу по программе и свое поведение. Когда мне следует обзавестись наставником? Новичкам рекомендуют сразу найти себе наставника. Тем, кто давно пришел в программу, но не имеет наставника, также рекомендуется посмотреть на свое выздоровление в новой перспективе при помощи другого участника программы, выступающего в роли наставника. Должны ли наставник и подспонсорный быть одного пола? Комитет ВДА по наставничеству опросил большое количество членов сообщества. Они сошлись во мнении, что для гетеросексуальных членов ВДА предпочтительнее работать с наставником своего пола, чтобы не вовлечься в романтические отношения. Новички легко поддаются манипуляциям и стараются понравиться. Для них свойственно сосредотачиваться на других, а не на собственном выздоровлении. Даже если между наставником и подспонсорным не возникло романтической связи, все равно могут возникать неловкие ситуации. Во избежание таких ситуаций мужчинам лучше являться наставником для мужчин, а женщинам — для женщин. Геям и лесбиянкам также необходимо задуматься об этом. Дисфункциональное поведение — неважно, гомосексуальное или традиционное — может подорвать доверие к программе программу как у наставника, так и у подспонсорного. Мы стремимся избегать двойственных ситуаций, работая с наставником своего пола, если мы гетеросексуальны, и не забывая о нашей ориентации в случае, если мы геи, лесбиянки или бисексуалы. Это не мешает мужчине или женщине нетрадиционной ориентации работать с наставником мужского или женского пола, но ставит перед необходимостью задуматься и совместно проговорить ряд моментов. Кто может быть наставником? Наставником может быть любой член ВДА, который активно работает по программе ВДА. Как наставничество помогает наставнику? Выступая в роли наставника и помогая другим людям, наставник осознает, что он по-настоящему включается в жизнь и общение с другими людьми. Именно к такому взаимодействию мы стремились в детстве и во взрослых отношениях, но обрели его только придя в ВДА. Выступая в роли наставника, член ВДА помнит о том, кто он и откуда он пришел. Он помнит об изоляции, отчаянии и смятении, и больше не хочет погружаться в эти чувства. Помогая другим, наставник может избежать срыва и возврата к изоляции и ада ложной самодостаточности. Те, кто несет служение наставника, также продолжают духовно расти и получать пользу от образа жизни ВДА. Он или она остаются на связи со своей Высшей Силой, прислушиваясь к Внутреннему Ребенку. Посещая собрания и общаясь с другими членами сообщества, наставник на деле признает и проживает обещания ВДА. Наставничество помогает лучше видеть как далеко мы сами продвинулись. Когда человек готов стать наставником? Мы знаем людей, которые в программе уже много лет, но так и не проработали историю своей семьи, не приняли свои чувства и не наладили связь со своим Внутренним Ребенком, а следовательно, не достигли эмоционального роста. Поэтому хотя срок в программе свидетельствует о знаниях наставника, но это не единственный критерий выбора. Как минимум потенциальный наставник должен проработать Двенадцать Шагов и понимать черты из списка Грязного Белья. Также наставник должен понимать свою роль в дисфункциональной семье. Потенциальный наставник также должен находиться в тесном контакте с Высшей Силой и с Внутренним Ребенком и избавиться хотя бы от некоторых привычных разрушительных шаблонов поведения. Необходим ли наставник тому, кто сам является наставником? Безусловно. Наставничество по отношению к другим людям не исключает наличие собственных чувств и потребности обращаться за помощью и поддержкой. Наиболее здоровые наставники в ВДА также имеют наставников и пользуются их помощью. Для скольких людей можно одновременно являться наставником? Большинство людей, продвинувшихся в выздоровлении, ведут полную, насыщенную и приносящую удовлетворение жизнь, поэтому их свободное время ограничено. Некоторые наставники работают только с одним подспонсорным, другие помогают одновременно нескольким членам ВДА. Количество подспонсорных неважно. Главное — это насколько хорошо мы можем помогать человеку выздоравливать в программе. Некоторые наставники могут одновременно помогать проработывать Шаги только одному человеку, в то время как другие могут помогать нескольким. В первый раз наставник может начать с одного человека, а потом расширить число подспонсорных. Наставник может постепенно увеличивать число подспонсорных, если ему позволяет время. Нам не следует использовать работу, отдых или другие виды деятельности как предлог отказа от наставничества. Если мы так поступаем, мы обманываем себя, лишая важного аспекта выздоровления в ВДА. Чем я могу помочь своему подопечному, если иногда я бываю недоступен? Если иногда мы бываем заняты, но несмотря на это у нас есть желание быть наставником, мы можем это делать. В таких случаях нас следует с самого начала внести ясность и объяснить, что у нас мало времени, но есть желание быть наставником. Мы также берем за правило сами регулярно посещать собрания. Плодотворные наставники сами должны посещать собрания, чтобы делиться с другими членами ВДА надеждой. Мы не можем дать другим то, чего нет у нас самих, следовательно, посещение собраний критически важно для нашего собственного выздоровления и личностного роста. Если мы много времени проводим в командировках, нам следует стараться посещать собрания в тех городах, где мы оказываемся. Мы также можем участвовать в виртуальных он-лайн собраниях и собраниях по телефону. Мы стараемся находить ВДА везде, куда бы мы ни приезжали. Следующим шагом является помощь подспонсорному создать собственную систему поддержки, состоящую из друзей и знакомых по программе ВДА. Такая система поддержки оказывается полезной, когда наставник недоступен. Для выполнения этой задачи подспонсорному стоит ходить на дополнительные собрания, звонить участникам групп, вести журнал, можно также связываться с наставником по телефону или электронной почте. Такой подход помогает подспонсорному искать и получать поддержку не только от наставника, но и от других людей. Когда позволяет время, наставник и подспонсорный посещают одни и те же группы. Такой тип взаимодействия приносит результаты, если и наставник, и подспонсорный стремятся к продвижению по программе. Традиционные формы работы наставника и подспонсорного могут быть дополнены такими договоренностями. В таких условиях работа по шагам, общение по телефону, посещение собраний и выполнение служения могут выполняться даже если наставник занят. Как наставник и подспонсорный заканчивают сотрудничество? Существует множество самых разных причин, по которым сотрудничество между наставником и подспонсорным может быть прекращено. Мы уже обсуждали отказ от наставничества в случае бездействия подспонсорного. Подобно этому и подспонсорный может отказаться от наставника, который никогда не отвечает на звонки и не перезванивает и недоступен для работы по программе. Срыв по алкогольной или наркотической зависимости, неуважительное отношение, противозаконные действия или аморальное поведение наставника или подспонсорного являются причинами прекращения сотрудничества. Напротив, несогласие по каким-либо общим вопросам не всегда является причиной прекращения сотрудничества. Когда одна из сторон решает, что пришла пора перевернуть страницу, следует честно, но тактично сообщить о принятом решении. Предлагаем вашему вниманию рассказ одного из членов сообщества о том, как один наставник и подспонсорный прекратили отношения. В параллельной двенадцатишаговой программе ведущая группы посоветовала новичкам посещать три собрания в неделю, при этом чтобы одно из собраний было посвящено изучению Шагов. Я выполнила эту рекомендацию. Когда пришло время найти наставника, я набралась решимости и попросила о наставничестве ведущую той группы, и она согласилась. Спустя два года я написала свою инвентаризацию по Четвертому Шагу. После того, как я прочла ее наставнице, она предложила мне перекусить. По ее взгляду я увидела, что ее отношение ко мне не изменилось, хотя она знала все постыдные эпизоды моего поведения, наполнявшие меня чувством вины. У меня больше не было секретов. Нет слов, чтобы описать, какую легкость я ощутила в тот момент. Мне казалось, что еще немного, и я смогу идти по воздуху. Спустя некоторое время моя наставница перестала посещать групповые собрания. Я позвонила ей и спросила о причинах. Она объяснила, что прошла семинар по осознанию чувств и теперь у нее есть инструменты для того, чтобы жить в гармонии с собой и своими чувствами. Программа ей больше не нужна. Она предложила мне продолжать звонить ей, но я не захотела. Мне казалось, что раз она больше не ходит на собрания, это будет неправильно. Я чувствовала покинутость. Если бы она любила меня, - думала я — она бы приходила на собрания, чтобы увидеться со мной. Поэтому я решила больше никого не просить о наставничестве. Другой человек также мог покинуть меня. Я не хотела вновь пережить это чувство покинутости. Тогда я не знала, что боль является составляющей частью любых отношений. Я отказалась от хорошего из страха испытать боль. Хотя я и звонила некоторым товарищам по программе, чтобы обсудить программные вопросы, с тех пор у меня больше не было постоянного наставника. Одна моя программная подруга, в частности, стала моей со-наставницей. Она звонит мне, чтобы выговориться, но затем предлагает и мне поделиться с ней своими текущими переживаниями. Мы никогда не пытались с ней формализовать наше сотрудничество и официально договориться о взаимном наставничестве, но наши отношения я понимаю именно как взаимное наставничество. Она из тех людей, кто всегда готов выслушать меня. Что касается моей бывшей наставницы, некоторое время назад я встретила ее. Я вышла вечером погулять и на улице столкнулась с ней. Я поздоровалась. Она улыбнулась, кивнула мне в ответ и прошла мимо. Я хотела что-то сказать ей, но она не обернулась. Я не стала ее догонять. В течение последующих лет у меня было много неофициальных наставников: люди, к которым я обращалась за помощью, люди, которые по моему лицу видели, что я чем-то обеспокоена, и не давали мне уйти после группы, пока мы не выясняли причину моего беспокойства. Помощь этих людей оказалась бесценной для моего выздоровления. Следующие аффирмации и упражнения предназначены для наставников и подспонсорных. Прочтите эти аффирмации и идите на группу. Поделитесь там тем, что вы узнали. Утверждения для подспонсорных (также подойдут и спонсорам) 1. Я могу обращаться за помощью, не чувствуя себя при этом обузой. 2. Я проявляю уважение к окружающим меня людям и рассчитываю на уважение к себе. 3. В отношениях с другим человеком я могу вести себя на равных. 4. Я способен выбрать себе здорового наставника. 5. Я чувствую готовность выполнить все, что необходимо для моего выздоровления. 6. Я следую рекомендациям своего наставника на своем пути к выздоровлению. Утверждения для наставников (также подходят для подспонсорных) 1. У меня есть, что дать другим людям. 2. У меня есть опыт выздоровления, которым я могу поделиться с другим человеком. 3. Вместо того, чтобы давать советы, я буду делиться опытом. 4. Я не буду стараться «исправлять» или спасать других людей. 5. Я могу помочь другому члену ВДА, вне зависимости от сходства или различия нашего детского опыта насилия, пережитого в детстве. 6. У меня больше сходства, чем различий с другими людьми. Письменное задания по наставничеству — для спонсоров. Чтобы хорошо осуществлять наставничество в ВДА, необходимо понимать связь между чертами из Списка Грязного Белья и Шагами ВДА, в особенности с Первым Шагом. Последствия семейной дисункциональности, о которых говорится в Первом Шаге, перечислены в списке Грязного Белья и включают в себя страх перед лицами, обличенными властью, чувство вины, возникающее, когда мы защищаем себя, а также алкогольную зависимость или отношения с алкоголиком, или и то и другое вместе. У семейной дисфункциональности есть и другие последствия, но черты из Списка Грязного Белья критически важны для понимания и проработки Первого Шага. Первый Шаг ВДА сосредоточен на последствиях алкоголизма и другой семейной дисфункциональности, а также на нашем бессилии перед этими последствиями. Первый Шаг призывает нас задуматься о том, как усвоенные в детстве шаблоны выживания разрушают нашу жизнь во взрослом возрасте. Если мы честно посмотрим на свои вытесненные страхи и секреты, мы увидим, что наша жизнь стала неуправляемой. У нас нет иного выбора, кроме как проработать черты из Списка Грязного Белья ВДА. Другая программа помощи взрослым детям в Первом Шаге делает акцент на бессилии перед алкоголизмом. Но в первом Шаге ВДА мы концентрируемся именно на последствиях алкоголизма и семейной дисфункциональности. Адаптация Шагов в программе ВДА направлена именно на помощь взрослым детям. Помимо работы с химическими зависимостями взрослого ребенка, шаги предназначены для проработки травмы и пренебрежения, которые мы испытали в детстве. Двенадцать Шагов ВДА помогают проработать чувства стыда, покинутости, страха, а также глубоко укоренившееся ощущение неполноценности, а формируя у выполняющего их чувство собственной значимости, способности прощать себя и достигать настоящей близости с Высшей Силой через своего Внутреннего Ребенка. Чтобы помочь другому человеку двигаться к выздоровлению после признания бессилия и неуправляемости в Первом Шаге, опытный спонсор в ВДА должен представлять себе последовательность этапов выздоровления от детских травм. Существуют различные мнения относительно последствий выздоровления, и мы в качестве метода выбрали Двенадцать Шагов. Двенадцать Шагов помогают пройти путь, начинающийся с достижения дна и приводящий к духовному пробуждению и осознанию себя как личности. Данное письменное задание предлагает вам перечислить последовательность этапов выздоровления на основе Шагов. Когда вы напишете этот список, ваш подспонсорный при наличии желания выздоравливать приступит к выполнению Шагов. Когда ваш подопечный признает свое бессилие и неуправляемость в Первом Шаге, он станет открыт для отношений с Высшей Силой в Втором Шаге. Начиная с Третьего Шага, запишите основные задачи шагов, как вы сами их понимаете. В случае затруднений перечитайте шаг и подумайте, что он предлагает сделать. Например, Третий Шаг включает в себя принятие решения, в то время как Четвертый Шаг предполагает проведение личной инвентаризации. Допишите суть остальных Двенадцати Шагов. Первый Шаг — Достигнув дна, признали бессилие и неуправляемость. Второй Шаг — Поверили. Открыли себя для Высшей Силы и стали готовы обрести здравомыслие. Третий Шаг ________ Четвертый Шаг ______ Пятый Шаг _______ Шестой Шаг _______ Седьмой Шаг _______ Восьмой Шаг ______ Девятый Шаг _______ Десятый Шаг _______ Одиннадцатый Шаг ______ Двенадцатый Шаг ______ Примечание: Чтобы больше узнать о Двенадцати Шагах, вы можете перечитать седьмую главу. Предложения по проведению семинара по наставничеству в ВДА. Многие группы ВДА посылают запросы во Всемирный сервисный комитет ВДА и спрашивают, как в рамках групповой работы можно улучшить наставничество и как привлечь к наставничеству больше людей. В поиске более подробной информации группы также вносили вопросы о наставничестве в повестку ежегодной конференции по обслуживанию ВДА. Брошюры ВДА о наставничестве и данная глава являются первыми попытками прояснить этот вопрос, однако наставничество начинается прежде всего на личностном уровне и зависит от отношения конкретного человека, вовлеченного в наставничество. Нам следует понимать, что у нас есть чем поделиться с другими людьми. У нас есть опыт воспитания в дисфункциональных семьях, и сейчас мы применяем в своей жизни принципы выздоровления. Если раньше мы пытались выживать, то сейчас налаживаем связь с самими собой, окружающими нас людьми и Высшей Силой. Мы можем помочь другому взрослому ребенку даже тогда, когда не наука, религия и другие средства оказываются бессильны. Это важная, но малоизвестная правда о ВДА. Именно на эту правду мы можем опереться, чтобы помогать другим людям. Есть несколько общих рекомендаций по организации семинара по наставничеству в вашем городе или районе. Для начала ознакомьтесь с этой главой и прочтите брошюры ВДА по наставничеству. Затем из числа активных участников ВДА выберите потенциальных докладчиков для семинара. Задайте им вопрос, проработали ли они все Двенадцать Шагов и принимают ли участие в выздоровлении по программе ВДА. Спросите, есть ли у них наставник, если нет — был ли раньше. Привлекайте тех, сто активно весть о выздоровлении в ВДА. Выбрав докладчиков, подготовьте план семинара по наставничеству в ВДА: выберите дату, время и место проведения. Чтобы поставить в известность другие группы, напечатайте объявление или флайер. Подготовьте повестку дня с описанием программы. Возможно, вы захотите записать доклады, чтобы потом давать послушать их новичкам, приходящим в программу, или тем, кто собрался стать наставником и хочет узнать больше о наставничестве. Можно конкретизировать тему семинара. Например, можно провести семинар на тему этапов проработки Двенадцати Шагов, ведения дневника в рамках выполнения Двенадцати Шагов, концепции Внутреннего Ребенка в контексте Двенадцати Шагов, наставничества «на расстоянии» (по телефону или по переписке), наставничества в рамках группы, наставничества по модели попутчиков в выздоровлении, проработки Шагов в группе, основных принципов Двенадцати Шагов.¶Еще одной возможной темой может стать обсуждение, как выполнять и принимать Пятый Шаг. Наставники могут поделиться опытом принятия Пятого Шага, рассказать о том, что они делали по завершении Пятого Шага. Многие наставники советуют подспонсорному после Пятого Шага сразу приступать к выполнению Шестого и Седьмого Шагов. Подспонсорному советуют вернуться домой и прислушаться к себе и к своему желанию избавиться от недостатков (Шестой Шаг) и смиренно помолиться об их устранении (Седьмой Шаг). Чтобы определить наличие интереса к проведению такого семинара, проведите рабочее собрание. На нем вы сможете определить время и дату проведения семинара и наметить потенциальных докладчиков. |
|